Фото: Li Lewei

16 мая в Гуанчжоу состоялся первый концерт гастрольного тура Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева. Тур продлится до 26 мая, он включает выступления на самых престижных академических сценах Китая, в том числе в крупнейших городах страны – Пекине и Шанхае, где турне завершится грандиозным концертом под открытым небом. 

Выступления Заслуженного коллектива России в Китае входят в программу перекрестных Годов культуры России – Китая. Гастроли проходят при поддержке Банка ВТБ.

В Гуанчжоу, в концертном зале Синхай (Xinghai Concert Hall), вмещающем 1500 слушателей и славящемся своей акустикой, в исполнении старейшего симфонического оркестра России прозвучали фрагменты из оперы «Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева, Фортепианный концерт соль мажор Мориса Равеля, сольную партию в котором исполнил лауреат XVII Международного конкурса имени Чайковского Илья Папоян, и одна из величайших партитур XX века, знаковая для Петербургской филармонии: Пятая симфония Дмитрия Шостаковича, мировую премьеру которой этот же оркестр, тогда носивший имя Заслуженный коллектив Республики, осуществил в присутствии автора в 1937 году под управлением Евгения Мравинского в Большом зале Ленинградской филармонии.

Эта же программа прозвучит далее в Концертных залах Шэньчжэня (18 мая), Чанши (24 мая), а также на крупнейшей и самой значимой академической сцене страны: в Национальном центре исполнительских искусств в Пекине (21 мая).

Завершится тур 26 мая, в Шанхае, грандиозным концертом на сцене под открытым небом, установленной в знаменитом Шанхайском ботаническом саду: Заслуженный коллектив России под управлением Николая Алексеева исполнит программу, полностью составленную из музыки Петра Чайковского. Прозвучат Итальянское каприччио, фрагменты музыки балетов «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», а также знаменитый Первый фортепианный концерт, обладающий статусом одного из главных символов русского музыкального искусства. Солистом выступит китайский пианист Кун Сяндун.

Предыдущие гастроли Заслуженного коллектива России и Николая Алексеева в Китай прошли в июне 2023 года: они стали первой зарубежной поездкой оркестра после трехлетнего перерыва, вызванного пандемией. Эти выступления были крайне важны для китайской публики: они стали первыми концертами зарубежного коллектива, состоявшимися после отмены продолжительных антиковидных ограничений. Турне прошло с триумфальным успехом, тогда же были достигнуты рамочные договоренности о нынешних гастролях.

Фото: Анна Флегонтова

7 мая, в день рождения одного из крупнейших композиторов XIX века, Иоганнеса Брамса, в Большом зале Петербургской филармонии прозвучали оба фортепианных концерта, написанных композитором: их исполнил Заслуженный коллектив России под управлением народного артиста России Феликса Коробова, солистом выступил известный петербургский пианист Петр Лаул. Музыканты не впервые представили собрание фортепианных концертов одного автора в одной программе: в 2021 году они исполнили все пять фортепианных концертов Бетховена в один вечер.

Фото: Стас Левшин

27 апреля в Большом зале Петербургской филармонии абонемент «Мастер и Маргарита», посвященный 50-летию публикации полной версии романа Булгакова в СССР, продолжился исполнением монументальных «Страстей по Иоанну» Иоганна Себастьяна Баха – сочинения,  описывающего последние события земной жизни Христа – те, что составляют одну из сюжетных линий романа. Исполнение было приурочено к 300-летию со дня премьеры «Страстей», состоявшейся в апреле 1724 года в Лейпциге.

Фрагменты романа прочел народный артист России Николай Мартон, музыка Баха прозвучала в исполнении Камерного оркестра Заслуженного коллектива России и Хора Петербургской консерватории под управлением известного немецкого дирижера Лео Кремера, солисты – сопрано Александра Репина, меццо-сопрано Дарья Рябоконь, тенор Егор Семенков, баритон Иван Васильев, бас Юрий Мончак.

«Я родился в Германии, и, когда мне было восемь-девять лет, я слушал эту музыку в церкви, пел мальчишкой в хоре – и с тех пор, когда я обращаюсь к этой партитуре, чувствую, что я будто возвращаюсь в свой дом, в детство, каким его помню, – рассказал Лео Кремер, – Эта музыка не только для церкви, церкви Святого Фомы в Лейпциге, это послание для людей по всему миру. И для меня это настолько удивительное ощущение и большое счастье – работать с этим оркестром, этим хором, солистами. Это дар божий для всех нас, и это удивительный момент в жизни каждого из нас. У нас как будто бы есть антенна, чтобы принять это послание. И что нам еще остается? Только одно — каждое утро благодарить за такое чудо». 

Страсти, созданные Иоганном Себастьяном Бахом, стали вершиной в многовековой истории развития жанра, до наших дней дошли две партитуры – «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну». Монументальное целое Страстей складывается из звучания проникновенных, поразительной красоты арий, драматических хоров, сосредоточенных хоралов и речитативов Евангелиста. Выстроив из этих компонентов стройную композицию, Бах создал один из величайших шедевров в истории музыки, сочетающий высоту религиозного чувства с захватывающей театральностью повествования.

Абонемент Петербургской филармонии «Мастер и Маргарита» объединяет шесть разножанровых программ: наряду с симфоническими концертами в исполнении оркестров филармонии в его программе состоялись джазовый концерт и хоровой концерт-перформанс.

Название каждой из программ абонемента, как и их содержание отсылает к темам, образам или ситуациям романа: здесь и знаменитые вальсы Штрауса, звучавшие на балу у Воланда, и сцена массового помешательства конторских работников, против воли распевающих «Славное море – священный Байкал», и фокстрот «Аллилуйя», под который неистово танцевали еще ничего не подозревающие члены МАССОЛИТа в тот роковой день, когда Аннушка разлила масло… Текст романа в концертах абонемента звучит в исполнении известных актеров – Александра Галибина, Андрея Урганта, Николая Бурова.

Завершится абонемент в мае программой «Великий бал полнолуния»: музыка Гуно, Сен-Санса, Мусоргского, Вьетана и Иоганна Штрауса прозвучит в исполнении Академического симфонического оркестра филармонии под управлением Максима Алексеева, солист – скрипач Андрей Зубенко, фрагменты романа «Мастер и Маргарита» прочтут Александр Галибин и Ирина Савицкова.

Фото: Анна Флегонтова

23 апреля в Большом зале Петербургской филармонии вместе с Академическим симфоническим оркестром под управлением известного азербайджанского дирижера Эйюба Кулиева выступили выдающиеся пианисты: народный артист СССР, Лауреат Государственной премии Азербайджанской ССР, композитор и педагог Фархад Бадалбейли и народный артист Азербайджана Мурад Адыгезалзаде. Концерт прошел при поддержке Министерства культуры Азербайджанской Республики.

В программу вошли сочинения крупнейших азербайджанских композиторов XX века: симфонические гравюры «Дон Кихот» Кара Караева, созданные на основе музыки композитора к одноименному кинофильму Григория Козинцева, а также Концерт для фортепиано с оркестром на арабские темы, написанный Фикретом Амировым в соавторстве с Эльмирой Назировой. В нем наряду с использованием подлинных арабских мелодий применяются характерные для азербайджанской музыки принципы развития, средствами симфонического оркестра имитируется звучание арабских инструментов. 

Также в этот вечер прозвучали знаменитое Итальянское каприччио Петра Чайковского и – впервые в Петербурге – Сюита № 2 для двух фортепиано Сергея Рахманинова в версии для двух фортепиано с оркестром Александра Варенберга.

«В программу включили музыку двух наших самых выдающихся композиторов – и сочинения величайших композиторов России и всего мира – Рахманинова и Чайковского. При этом версию сюиты Рахманинова для двух фортепиано с оркестром специально по нашей просьбе сделал Александр Варенберг, – рассказал Фархад Бадалбейли, – Важно отметит, что Кара Караев связан с Петербургом: он – ученик Дмитрия Шостаковича, здесь, в Мариинском театре, состоялась премьера его балета “Тропою грома” – я был тогда ребенком, но помню, как приезжал тогда в Ленинград, в начале шестидесятых. В целом, наши музыкальные связи с Петербургом очень прочные, это родной и любимый для нас город».

Фото: Марина Кузнецова

18 апреля в Большом зале Петербургской филармонии музыка русских и иранских композиторов прозвучала в исполнении Молодежного камерного оркестра Заслуженного коллектива России, в составе которого также выступили музыканты из Исламской Республики Иран. Концерт прошел под управлением руководителя и дирижера Молодежного камерного оркестра Ярослава Забояркина, солировал известный петербургский виолончелист Дмитрий Ганенко. Концерт состоялся в рамках проекта «Музыкальный мост Санкт-Петербург – Тегеран», который реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Важную роль в организации проекта играет Посольство Российской Федерации в Исламской Республике Иран.

После выступления на исторически самой важной сцене России – в Большом зале Петербургской филармонии – музыканты дадут концерт в тегеранском The Vahdat Hall – на главной академической площадке столицы Исламской Республики Иран. 

«В рамках такого совместного международного проекта должна звучать музыка, вызывающая отклик у представителей любых культур – максимально известная, понятная, затрагивающая основные человеческие чувства, – рассказал Ярослав Забояркин, – Конечно, в этот вечер мы не могли не исполнить сочинение Михаила Глинки – основоположника русской классической музыки, совершенно невозможно представить подобный концерт и без музыки одного из самых исполняемых русских композиторов – Петра Чайковского. Выбирая же для программы сочинения иранского композитора, мы помнили о важнейшей миссии нашего оркестра – исполнять современную музыку, написанную в XX и XXI веках, поэтому выбрали музыку композитора XX века Самина Багчебана». 

В программу концерта вошли «Камаринская» Глинки, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром и Серенада для струнных Чайковского, пьесы для струнного оркестра «Руины» и «Солнце» Самина Багчебана – выпускника Тегеранской консерватории, получившего образование также в Государственной консерватории Анкары.

Фото: Анна Флегонтова

16 апреля в Большом зале Петербургской филармонии монументальный Реквием Джузеппе Верди прозвучал в исполнении старейших отечественных симфонического оркестра и хора – Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Петербургской филармонии, основанного в 1882 году повелением императора Александра III, и Хора Государственной академической капеллы, ведущего историю с 1479 года, когда по указу великого князя Ивана III в Москве был учреждён хор Государевых певчих дьяков. 

Реквием прозвучал под управлением народного артиста России, художественного руководителя и главного дирижера Симфонического оркестра Капеллы Александра Чернушенко. Сольные партии исполнили солисты Мариинского театра Жанна Домбровская, Екатерина Сергеева, Станислав Леонтьев, Илья Банник. Концерт вошел в абонемент «Первый симфонический оркестр России», объединяющий программы Заслуженного коллектива России: абонемент посвящен памяти маэстро Юрия Темирканова. 

Фото: Стас Левшин

12 апреля в Большом зале филармонии выступил Российский национальный оркестр: коллектив вернулся в Петербургскую филармонию после более чем трехлетнего перерыва и впервые выступил здесь под управлением Александра Рудина  – одного из крупнейших российских музыкантов, ставшего в 2022 году художественным руководителем и главным дирижером коллектива. Солистом вывступил победитель XVII Международного конкурса имени Чайковского, пианист Сергей Давыдченко. Концерт прошел при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны». Выступление Российского национального оркестра завершило программу нового абонемента филармонии «Оркестровая география России», объединившего пять концертов ведущих камерных и симфонических коллективов страны. 

«Оркестр и я по отдельности в Большом зале Петербургской филармонии, конечно, концертировали, но сегодня мы впервые выступаем здесь вместе, – рассказал Александр Рудин, – Играть здесь очень удобно: сцена компактная, зал изумительно красив, акустика благожелательная. Мне кажется, что этот зал помогает исполнению, от него – как от пространства, так и от наполняющей его публики – получаешь правильные, хорошие, положительные флюиды. Гастроли – это возможность собраться и показать свои лучшие стороны. Оркестр довольно много лет здесь не был, и сегодня у нас своего рода премьерный концерт, который, я надеюсь, будет не последним в череде наших совместных выступлений здесь». 

В программу концерта вошли Второй фортепианный концерт Рахманинова, Этюды-картины Рахманинова в оркестровке итальянского композитора Отторино Респиги, а также сюита самого Респиги «Церковные витражи», отразившая «экзальтацию глубокого религиозного чувства». 

 Предыдущее выступление РНО в Большом зале состоялось в октябре 2020 под управлением Андрея Рубцова, солировал Михаил Плетнев. 

Российский национальный оркестр, основанный в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетневым, за более чем тридцатилетнюю творческую жизнь обрел международную известность, стал олицетворением русской музыкальной традиции и одним из ярчайших ее символов. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории симфонических коллективов нашей страны, получившим премию Grammy. Самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира.

По праву гордясь своими симфоническими коллективами, входящими в число лучших в стране – Заслуженным коллективом России и Академическим симфоническим оркестром – Петербургская филармония ежегодно представляет в своей афише и концерты ведущих приглашенных оркестров, в сезоне 2023/2024 они объединены в абонемент.

Рядом с названиями прославленных коллективов в нем – имена больших музыкантов: в рамках абонемента в Большом зале выступили Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова, Государственный академический камерный оркестр России, дирижер и солист – Алексей Уткин, Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского, Уральский академический филармонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса.

10 апреля на площадке Открытой киностудии «ЛЕНДОК» прошел VI благотворительный фестиваль детского творчества «АртПоляна». В проекте, направленном на развитие и поддержку воспитанников детских домов, школ-интернатов и социально-реабилитационных центров, приняли участие 100 ребят из 14 социальных учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области. 

Петербургская филармония выступила партнером фестиваля: артистка Академического симфонического оркестра филармонии Екатерина Семион вошла в состав его жюри, все участники номинации «Инструментальное творчество» получили билеты на концерты филармонии, а также подарки от официального спонсора Петербургской филармонии Банка ВТБ. Победителями в номинации стали воспитанник Центра социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, пианист Иван Малышев (1 место), воспитанник Ленинградского областного государственного автономного учреждения «Всеволожский комплексный центр социального обслуживания населения», исполнитель на ударных инструментах Андрей Колосов (2 место), воспитанник Центра социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Кировского района Санкт-Петербурга, пианист Даниил Сидоров (3 место). 

Тема фестиваля в этом году была определена как «Космическое путешествие», состязания прошли в трёх номинациях: вокальное, инструментальное и танцевальное творчество. Все участники получили памятные дипломы, а солисты и коллективы, вошедшие в тройку финалистов в каждой из номинаций – ценные призы от партнёров организатора Фестиваля, АНО «Волшебный Дирижабль».

В состав жюри фестиваля наряду с Екатериной Семион также вошли актер театра и кино Аскар Нигамедзянов, актриса театра “ЦЕХЪ» Екатерина Ильина, актер Санкт-Петербургского Городского театра Александр Манько, автор и исполнитель песен Виктория Плетнева.

Организатор Фестиваля – «Волшебный Дирижабль», автономная некоммерческая организация, которая уже около десяти лет помогает детям с ограниченными возможностями здоровья и сиротам получить достойное дополнительное образование и культурное развитие.

С декабря 2014 года Петербургская филармония выступает партнером АНО «Волшебный Дирижабль»: принимает подопечных организации на репертуарных концертах в своих залах, а также предоставляет площадки для совместных с проектом мероприятий, которые в течение концертного сезона проходят в среднем 2-4 раза в месяц. В течение 2023 года Филармония приняла особенных слушателей на тридцати девяти таких специально организованных программах.

Фото: Стас Левшин

5 апреля в Большом зале Петербургской филармонии выступил Денис Мацуев: один из крупнейших пианистов современности вместе с Заслуженным коллективом России под управлением главного дирижера Филармонии, народного артиста России Николая Алексеева исполнил знаменитый Первый фортепианный концерт Петра Чайковского. Во втором отделении в исполнении оркестра прозвучала Шестая симфония Сергея Прокофьева – одно из самых многомерных, философских, неоднозначных сочинений композитора, в котором лирика и свет соседствуют с трагическими страницами. Концерт прошел в рамках абонемента «Первый симфонический оркестр России», посвященного памяти маэстро Юрия Темирканова.

В числе слушателей концерта были председатель Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко и Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.

Денис Мацуев выступил с Заслуженным коллективом России под управлением Николая Алексеева спустя более чем год после предыдущего совместного концерта: он состоялся в январе 2023 года. После этого пианист выступал в Петербургской филармонии с сольными программами, а в начале марта вышел на сцену Большого зала с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского.

Фото: Стас Левшин
Фото: Анна Флегонтова

22 марта Первый абонемент Большого зала Петербургской филармонии, объединивший шесть концертов прославленного Заслуженного коллектива России, продолжился программой из шедевров музыки эпохи романтизма. Под управлением известного дирижера, представителя музыкальной династии Дмитрия Юровского прозвучал Первый фортепианный концерт Ференца Листа, сольную партию исполнил лауреат многочисленных конкурсов, победитель «Классического Евровидения» в Эдинбурге Иван Бессонов. Также в программу концерта вошла монументальная Седьмая симфония Антона Брукнера.

«Сегодня я дирижирую симфонией Брукнера впервые в жизни, – рассказал Дмитрий Юровский накануне, – Я планировал начать свои взаимоотношения с этим композитором с “Нулевой” симфонии – здесь же, в Петербурге, в апреле, с Академическим симфоническим оркестром, в мае у меня запланирована Первая симфония с Госоркестром в Москве. Но обстоятельства так сложились, что отношения начались раньше запланированного, и сразу с одной из ключевых в наследии Брукнера – Седьмой симфонии. 

В той или иной степени мне сейчас достаточно легко общаться с этой музыкой, потому что она написана под влиянием Рихарда Вагнера, а Вагнером я дирижировал неоднократно. И, поскольку музыкальный театр мне очень близок, то “создать” его в Седьмой симфонии Брукнера в чем-то даже проще, чем в его более ранних опусах».

19 апреля Дмитрий Юровский продирижирует «Нулевой» симфонией Антона Брукнера, также в этот вечер в исполнении Академического симфонического оркестра прозвучит музыка семьи Штраусов. 20 июня Заслуженный коллектив России под управлением дирижера вновь исполнит Седьмую симфонию Брукнера, также в исполнении оркестра и известного петербургского пианиста Мирослава Култышева прозвучит Второй фортепианный концерт Шопена. Исполнение этой программы в рамках абонемента «Антон Брукнер. Великий австрийский романтик» было запланировано на 24 марта, после отмены всех концертов 23 и 24 марта в связи с трагическими событиями в Подмосковье была объявлена новая дата концерта.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»